Краеведческий музей МОАУ "СОШ №5"

Суббота, 27.04.2024, 00:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Информация о сайте | Регистрация | Вход

Программа развития историко-краеведческого музея МОАУ "СОШ №5" на 2013-2016 годы

Дополнительная образовательная программа музейного объединения "У всех на миру"

Характеристика 

историко-краеведческого музея МОАУ "СОШ №5"

Руководитель музея: Васильева Валентина Архиповна, учитель русского языка и литературы, стаж работы руководителем музея – 10 лет

Историко-краеведческий музей школы №5 села Пригорное основан в 2004 году под руководством администрации данного образовательного учреждения на основании:

  • 273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 года;
  • Письма Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
  • Нормативных документов о фондах государственных музеев России;
  • Областной программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области»;
  • Областного патриотического движения «Каждой школе – музей»

Организация поисково-краеведческой работы музея

В 2003-2004 учебном году на заседании кружка «Краевед» ребята решили организовать микрогруппы для сбора материала о ветеранах Великой Отечественной войны, трудового фронта, участниках локальных воин. Начертили карту села и отметили, где проживают семьи участников Великой Отечественной войны и трудового фронта, а также вдовы погибших на войне.

Какие методики мы применяли в исследовательской работе? Опрос населения, анкетирование, которые помогают в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе. Встречи со старожилами, интересными людьми помогают расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно становятся друзьями краеведов.

Постепенно завязалась переписка с земляками, которые долго жили в нашем селе, а потом по разным причинам переехали на другое место жительства. Чтобы правильно обработать собранный материал, без работы в библиотеке не обойтись. Работа в архивных и научных учреждениях, в библиотеках создает основательную базу, без которой  невозможно  грамотно организовать краеведческую деятельность.

Краеведы восстановили фамилии, имена, отчества ветеранов войны и трудового фронта и составили картотеку. На каждого ветерана заведена карточка, где сообщается о годах жизни, на каком фронте воевал, какие имеет награды и т.д. В селе Пригорное проживали – 42 ветерана, к, сожалению, в живых в данное время никого нет.

Когда был собран содержательный материал, краеведы обратились к главе администрации села Пригорное с просьбой: помочь приобрести материал для создания стендов. В школьной мастерской (инвентарь которой был сохранен еще с советских времен) мальчики под руководством учителя технологии изготовили стенды, стеллажи и витрины для экспозиций. Так в музее появились первые стенды: «Они сражались за Родину», «Вспомним всех поименно», «Они ковали победу в тылу», «Не умрет твоя песня, Джалиль!»; экспозиции «Солдатские реликвии», «Трудовые реликвии»; альбомы: «Вахта памяти», «Их подвиг бессмертен»; выставки: « Семейная реликвия», «Старая фотография рассказывает…», «Орден или медаль в моем доме».

Во время экспедиций были приобретены старинные экспонаты, поэтому решили оформить экспозицию «Русская изба».

Краеведением с учащимися занимаются учителя истории, географии, начальных классов. Весь исследовательский материал обрабатывается и оформляется в виде стендов, альбомов, экспозиций.

Экспонаты представлены на подиумах, плоскостной и документальный материал хорошо читается.

Название и тематика разделов экспозиции

Поисковая работа ведется по пяти направлениям:

«Эхо войны», «Земляки», «Родословие», «Седая старина», «Времен связующая нить». Приоритетные ценности:  «Отечество», «Память», «Долг», «Честь», «Труд».

Разделы экспозиций в музее:

  • земляки, участники Великой Отечественной войны;
  • село родное – Пригорное;
  • развитие образования в селе;
  • русская изба;
  • раздел, отражающий жизнедеятельность музея: план работы на текущий период, достижения, освещение работы музея в СМИ.

2004 год. Первые стенды в музее: «Вспомним всех поименно», «Они сражались в тылу», «Не умрет твоя песня, Джалиль!», «История нашей школы»

Затем была оформлена экспозиция «Русская изба», где представлены подлинные предметы русского быта: ступа с пестом, рубель, прялка, чугунки, ухваты, утюги. Постепенно сложилась система краеведческой работы «У всех на миру». На примере мужества и героизма земляков воспитывается патриотизм школьников.

Работа в музее ведется по направлениям:

  • поисково-собирательная и научно-фондовая работа. Музейный фонд, организация учета и хранения;
  • научно – исследовательская деятельность;
  • научно – экспозиционная работа;
  • организация научно – просветительской деятельности;
  • освещение жизнедеятельности музея;
  • диагностика оценки результатов реализации программы.

Характеристика фондов музея, учет и хранение материалов

В музее 460 подлинных экспонатов, 105 научно – вспомогательных. Основной фонд. Экспозиция «Солдатские реликвии»: Медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», медаль Жукова, медаль «За Отвагу», юбилейные медали. Благодарности от Сталина за оборону Сталинграда, за взятие городов стран Европы. Военные билеты, воинские книжки.

Экспозиция «Трудовые реликвии»: Медали «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», Бронзовые медали «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства» от Главного комитета ВДНХ СССР, орден «Знак Почета», медаль «За освоение целины». Юбилейные медали.

  • «Ударник пятилетки», «Победитель социалистического соревнования», «Отличник социалистического соревнования». Почетные грамоты. Партийные билеты. Почетные ленты «Лучшей доярке области», «Лучшему механизатору»

Экспозиция «Село родное»: коллекция «История страны и села в значках»-48 шт., коллекция «Старинные женские украшения» - 16 экземпляров, коллекция «Нумизматика: банкноты, монеты». Старые сюжетные фотографии.

Экспозиция «Русская изба»: старинная самодельная мебель: буфет, этажерка, сундук, кухонный стол, скамья и пр.; деревянная и глиняная посуда; предметы быта: ступа с пестом, прялка, маслобойка, рубель, чугунки, ухваты, утюги и др.

Уголок казахской национальной культуры: национальная одежда, зыбка, кумган, национальная одежда.

Хранение музейных предметов

  1. Помещение периодически проветривается, музейные предметы защищены от пыли.
  2. Экспонаты расположены на открытых стеллажах, солдатские и трудовые реликвии хранятся на витринах под стеклом
  3. Фотографии в альбомах на отдельных листах, материалы в закрытых папках, конвертах, файлах.
  4. Инвентаризация музейных фондов, ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

Администрацией школы созданы все необходимые условия для обеспечения сохранности фондов, их охраны и использования (В приложении 1-2 представлены страницы из инвентарной книги).

Роль музея в образовательном процессе,

учебно-исследовательская работа.

Краеведческая работа на основе школьного музея развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами.

Разнообразный материал дает возможность получить знания по истории, литературе, географии, помогает воспитывать гражданские качества личности. Музей – это не только собрание реликвий, разнообразных предметов, но это живой организм, каждодневная творческая работа школьников и учителей.

Передвижные стенды изготовлены так, чтобы можно использовать их в Актовом зале, в фойе, в классе.

На стенде в музее расположен список материала, который можно использовать в учебно-воспитательном процессе.

В музее ведется Книга заказов на использование материала, экспонатов, которые применяются как на уроках, так и во внеурочное время. Заказ могут сделать работники администрации села, клуба, детского сада, конечно, при строгом контроле возврата.

Подрастающее поколение учится методам поисковой, исследовательской деятельности. Благодаря этому происходит постоянное обогащение экспозиций, выставок музея, освещающих основные этапы битв и сражений Великой Отечественной войны, боевую славу и доблесть защитников Отечества, трудовую славу земляков.

Краеведы пишут исследовательские работы и ежегодно участвуют в городской научно – практической конференции «Здесь мой край, здесь я живу!», где традиционно занимают I, II места. Также принимают участие в областных и всероссийских конкурсах.

Вот некоторая тематика исследовательских работ, занявших призовые места

1. «Семейная традиция – защищать Родину» (Дустаев Бахчан, 11 класс)

2. «Летопись села Пригорное» (Пиняков Коля, 9 класс)

3. «Подвиг экипажа корабля «Туман» (о земляке Егунове Д.К.). (Агабекян К.)

4. «Дорогой Победы». О Ефимове П.В., освобождавшем города Европы (Архипова Юля, 11 класс)

5.«Об Осокиной А.П., Герое социалистического труда». (Ширшова Лиза, 9 кл).

6. «История нашей школы» (Исаев Евгений, 9 класс).

Экскурсионно-просветительская и методическая работа

В музее работают экскурсоводы и лекторская группа из числа учащихся.

Экскурсоводам и лекторам в начале года предлагается написать текст экскурсии, лекции и провести в младших классах. Затем экскурсоводы и лекторы утверждаются на заседании совета музея.

Средняя посещаемость музея в год – 150 человек (учащиеся, родители, ветераны, жители села, гости из городских школ)

Тематика проводимых экскурсий в музее.

1.«Помнит мир спасенный» (по местам боевых действий земляков)

2.«Подвиг их бессмертен» (о земляках – ветеранах ВОВ).

3.«Вахта памяти» (о краеведческой работе в школе).

4. «Лозунги трудового фронта» (о земляках – ветеранах трудового фронта)

5. «Учитель, солдат, целинник» (о первом директоре школы, участнике Великой Отечественной войны – Иванове А.В.)

6.«Солдатские реликвии», «Трудовые реликвии».

7. «Не умрет твоя песня, Джалиль!

8. «Наши земляки в горячих точках»

9. «Предметы быта русской избы»

10. «Учителями славится Россия» (об учителях - ветеранах нашей школы)

11. «История села»

12. «Рычков – «Колумб Оренбуржья»

Сравнительный анализ за 2012-2014 годы общественно полезной деятельности музея, работы актива. Совета музея и формы их деятельности.

Работа в музее осуществляется под руководством Совета музея.

Совет музея.

1.Председатель Совета музея

2.Руководитель музея и главный хранитель музейного фонда

3.Ответственный за поисково-собирательную работу и пополнение фонда

4.Ответственный за экспозиционно-оформительскую работу

5.Ответственный за экскурсионно-массовую работу

6.Ответственный за работу на сайте музея, за освещение деятельности музея в СМИ.

В 2012 – 2013 учебном году поисково-собирательной работой и пополнением фонда музея занимались 5 группы. Первая группа собирала материал об Осокиной Антонине Павловне, Герое социалистического труда. Она работала директором нашего совхоза «Прогресс» в 60-е годы. Ребят интересовал вопрос «Какими организаторскими способностями должен обладать руководитель хозяйства, чтобы спустя много лет о нем помнили люди?» По итогам собранного материала была написана исследовательская работа ученицей 9 класса Ширшовой Лизой «Любить людей – и все получится» и представлена на городской краеведческой конференции (II место).

Вторая группа собирала материал к областному этнографическому фестивалю. Так как мы живем на границе с Казахстаном, мы решили представить на этнографическом фестивале культуру казахского народа (IIместо).

Учащиеся третьей группы проводили по классам лекции, викторины, посвященные 200-летию Бородинской битвы. Участвовали в городском конкурсе «Про день Бородина…» (I место).

Четвертая группа краеведов была ответственная за проведение в школе конкурса газет, посвященного Дню Победы, за организацию встречи с ветеранами. Затем принимали участие во всероссийском конкурсе газет, который проводил факультет журналистики московского института имени М.Шолохова.

Учащиеся нашей школы писали сочинения о своих прадедах, из этих работ оформлен альбом «Вспомним всех поименно».

Пятая группа собирала материал о П.И.Рычкове – «Колумбе Оренбуржья». Краеведы проводили лекции о жизни и деятельности П.И.Рычкова, а затем викторину. В музее была оформлена выставка «Наследие П.И.Рычкова».

В 2013-2014 году на заседании Совета музея был утвержден план подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Провели капитальный ремонт помещения, обновили стенды и оформили новые. Обновили экспозиции «Солдатские реликвии», «Трудовые реликвии»; оформили новые альбомы.

Купили на окна жалюзи, обновили мебель.Оформили стенды: «Наши великие победы», «Село родное», «Учителями славится Россия». Оформлена Стена славы «И помнит мир спасенный…»

Проводимые традиционные мероприятия

Участие в городских мероприятиях по краеведению. Акция «Доброе утро, ветеран!», викторины о Великой Отечественной войне, встречи с интересными людьми, конкурс строя и песни, «А ну-ка, парни!». Выставки: «Ордена и медали в моем доме», «Старая семейная фотография рассказывает…». Обзорные и тематические экскурсии, музейные уроки.  

Оснащение музея техническими средствами

Компьютер, проектор, экран, микрофоны, телевизор, проигрыватель.

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • МОАУ "СОШ №5"
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0